Головна » Статті » Мої статті

Разработка урока "Общая характеристика класса Пресмыкающиеся "

Тема урока: «Общая характеристика класса Пресмыкающиеся».

Задачи урока:  а) образовательная: способствовать пониманию знаний об особенностях организации класса пресмыкающихся как настоящих наземных животных, сформировать понимание зависимости строения систем органов от среды обитания;

 б) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.

в) воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Оборудование: презентация слайдов «Класс пресмыкающиеся», дидактические материалы для организации самостоятельной работы.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока

1. Организационный этап - 1мин.

2.Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности – 3 мин.

 Ребята, прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, мне бы хотелось совершить с вами небольшой экскурс в историю, чтобы вы получили представление о том, как менялось на протяжении многих веков мнение о наших соседях по планете. Постарайтесь по описанию событий угадать, о каком животном идет речь?

Среди примерно 100 высокочтимых древнеегипетских божеств эти животные занимали одно их первых мест. Римский историк Геродот описывал в своих книгах не только храмы, посвященные этому божеству, по и золотые браслеты и драгоценные камни, которые украшали лапы и головы животных, живших в большой роскоши в храмах. Пищу им приносили на серебряных подносах и, причем, саму отборную – окорока и куропаток. Ежегодно самых красивых девушек из самых знатных семей после жеребьевки приносили им в жертву. Так люди пытались ублажить повелителя рек.

 Альфред Брем описывал, как он побывал в пещерах, где были захоронены мумии этих животных. Иногда в мумии вкладывали свитки священных папирусов.

В этом отрывке автор говорит о крокодилах.

          Итак, запишите сегодняшнее число и тему урока. 

 3.  Изучение новой темы.

                    Запишите систематику класса ( 2 мин.).

Посмотрите, пожалуйста, на слайды. Все животные фотографии, которых вы видите, относятся к классу пресмыкающихся. (3 мин.)

Предками пресмыкающихся были древние динозавры. Прослушайте, пожалуйста, информацию вашего одноклассника, подготовленную им дома.

(Слайды с динозаврами). (3 мин).

Ребята, сегодня у нас урок пройдет немного нетрадиционно, вы это увидели сразу по расположению парт. Нам предстоит заняться поиском ответа на вопрос: «По каким признакам внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся относят к наземным животным?»

Сейчас вы будете работать по группам. Каждой группе будет дано индивидуальное задание. В течение 5 мин. Вы все вместе с помощью учебника и дополнительной информации пытаетесь найти ответ на поставленный вопрос. По истечении этого времени 1 чел из группы рассказывает о результате своего поиска. Членам группы можно дополнять ответ. (Время 5 мин.)

Задания для работы в группах:

1. Какие особенности  во внешнем  строении и   строении кожного  покрова появляются  у пресмыкающихся по сравнению с земноводными,  свидетельствующие о приспособлении к жизни на суше?

2. Какие особенности строения скелета пресмыкающихся связаны с их жизнью   на суше? 

3. Какие особенности имеются в строении пищеварительной системы пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Как на ваш взгляд это связано с видом пищи?  

4. Какие усложнения в строении дыхательной системы можно отметить у рептилий по сравнению с земноводными?  

5. Строение кровеносной системы пресмыкающихся. Почему они относятся к холоднокровным? Какие особенности поведения  этих животных  подтверждают  их неспособность поддерживать постоянную температуру тела?

6. Какие особенности строения выделительной системы появляются у пресмыкающихся по сравнению с земноводными?

7. Сравните строение нервной системы рептилий и земноводных? Почему поведение рептилий более сложное?

8. Какие особенности размножения рептилий  способствует сохранению потомства? 

9.  Используя имеющиеся у вас знания законов физики, подумайте, почему дальше всех на север продвигаются живородящие темноокрашенные виды пресмыкающихся (ящерицы, змеи), а не  животные, которые откладывают яйца?

 

Валеологическая пауза.  Комплекс упражнений направленных на поддержание правильной осанки. Разминка для пальцев и стимуляция ладоней.  (3 мин).

Проверка групповой работы . (15 мин.)

Рассказ учителя с демонстрацией схем. Особенности строения кровеносной системы пресмыкающихся. Круги кровообращение. Запись в тетрадь под диктовку. (5 мин).

4. Обобщение и систематизация знаний.  (2 мин).

 Вопросы для тестового контроля

1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные. (ДА)

2. Легкие пресмыкающихся крупноячеистые, как и у земноводных. (НЕТ)

3. Пресмыкающиеся могут обламывать  свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)

4. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов  и  черепах. (НЕТ)

5 Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)

6. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька  (ДА)

7. Все пресмыкающиеся питаются  только животной пищей насекомыми, грызунами или лягушками. (НЕТ)

 8. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий  у них функцию жала. (НЕТ)

9. Оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее. (ДА)

10. Развитие  яиц не может происходить без водной среды. (НЕТ)

11. Вдох и выдох происходит благодаря поднятию и опусканию стенки  дна ротовой полости. (НЕТ)

12. Рептилии обладают лучше развитым мозжечком и передними долями головного мозга, что проявляется в более сложном поведении.  (ДА)

5. Домашнее задание. Проработать § 39.

6. Подведение итога урока. Самостоятельно учениками. Оценивание работы на уроке.

Дополнительный материал для работы групп.

Пресмыкающиеся, или рептилии (Reptilia) – следующий по уровню развития после земноводных класс наземных позвоночных, несомненно, более совершенный, чем амфибии, но все, же менее развитый, чем птицы и млекопитающие. В связи с непостоянной температурой тела активность пресмыкающихся зависит от температуры окружающей среды. При очень высокой или очень низкой температуре рептилии впадают в оцепенение.

Кожа пресмыкающихся лишена желёз, покрыта роговыми чешуями или щитками (у вымерших летающих ящеров – волосами), обеспечивающими телу защиту и предохраняющими от высыхания. Интенсивность кожного дыхания сведена до минимума, основную функцию газообмена играют лёгкие.

Тело рептилии состоит из головы, шеи, туловища и конечностей. Змеи и безногие ящерицы конечностей лишены.

По строению скелета пресмыкающиеся близки к земноводным, однако отличаются от них большей степенью окостенения скелета. Подвижность пресмыкающихся определила более прогрессивное строение их костного скелета и мускулатуры. Череп имеет достаточно большое количество костей. Позвоночник подразделяется на шейный, грудной, крестцовый и хвостовой отделы. Длинные рёбра, отходящие от позвонков, соединяясь с грудиной, образуют грудную клетку.

Рептилии отличаются сравнительно большой расчленённостью мускулов. В частности, межрёберные мышцы могут сжимать и расширять грудную клетку, обеспечивая тем самым процесс дыхания.

Дыхательная система пресмыкающихся значительно трансформировалась по сравнению с земноводными. Кожное дыхание практически исчезло, уступив место дыханию лёгочному. У пресмыкающихся развиты трахеи и бронхи, а ячеистое строение лёгких значительно увеличивает площадь их поверхности, что обеспечивает более интенсивный газообмен. Акт дыхания осуществляется в результате движения рёбер.

Как и у земноводных, в связи с появлением лёгких у пресмыкающихся образовался малый круг кровообращения. Сердце трёхкамерное: лишь у крокодилов желудочек разделён сплошной перегородкой, у остальных разделение частичное. Благодаря перегородке артериальная и венозная кровь смешиваются незначительно. От желудочка отходят лёгочная артерия и две дуги аорты: по одной из них артериальная кровь устремляется к голове и передним конечностям, по другой смешанная кровь поступает к остальным частям тела (кроме лёгких). Частичное перемешивание крови (и как следствие, недостаточное снабжение органов кислородом) всё ещё не позволяет рептилиям стать теплокровными животными.

Пищеварительная система чётко разделена на отделы: ротовую полость, глотку, желудок, толстую и тонкую кишки, клоаку. В передний отдел тонкой кишки – двенадцатиперстную кишку – впадают протоки печени и поджелудочной железы. Большинство рептилий питается животной пищей: от насекомых и червей до крупных млекопитающих. Наземные черепахи растительноядные.

Пресмыкающиеся имеют тазовые почки и мочевой пузырь. Входящие в состав почек мальпигиевы тельца позволяют повторно использовать до 95 % воды, несущей в почки продукты обмена. Мочеточники открываются в клоаку.

В головном мозге лучше, чем у земноводных, развит мозжечок и полушария головного мозга. Появляется серое мозговое вещество – своеобразный зачаток коры. Имеются органы слуха (внутреннее и среднее ухо), осязания (волоски на краях чешуек или на языке), обоняния и зрения. Аккомодация глаза осуществляется не только путём  перемещения хрусталика, но и за счёт изменения его кривизны. Глаза защищены веками и мигательной перепонкой.

Половые железы лежат в полости тела вдоль позвоночника. У всех рептилий оплодотворение внутреннее. 

Большим шагом вперёд по сравнению с амфибиями стал новый способ размножения пресмыкающихся – путём откладывания яиц. Крупные, богатые желтком яйца защищены от высыхания плотной оболочкой. Для эмбрионов характерно наличие защитных зародышевых оболочек.

Благодаря большим запасам желтка эмбрион способен развиваться самостоятельно, независимо от матери. Инкубационный период продолжается несколько месяцев. Детёныш разрезает оболочку яйца яйцевым зубчиком — особой острой чешуйкой, расположенной на кончике морды. Некоторым пресмыкающимся свойственно яйцеживорождение или живорождение. Развитие прямое, без метаморфоза. Большинству рептилий не свойственна забота о потомстве.

 

Примерное сообщение ученика

Первыми пресмыкающимися были котилозавры, остатки которых известны с середины каменноугольного периода. Большинство из них сохранило примитивные черты, унаследованные от земноводных: череп без височных впадин, короткая шея и конечности. Размеры этих животных варьировали по размерам от полуметра у насекомоядных  до трёх метров у растительноядных. В триасовом периоде котилозавры вымерли.

Котилозавры являются предками трёх остальных групп пресмыкающихся, обычно считающихся подклассами: анапсид, синапсид и диапсид. Разделение на эти группы производится в соответствии со строением черепа.

 Анапсиды сохранили некоторые примитивные черты котилозавров. В настоящее время они представлены отрядом черепах.

Синапсиды, или зверообразные пресмыкающиеся появились в конце карбона; в пермском периоде они были самой распространённой и высокоорганизованной группой рептилий. Первыми синапсидами были пеликозавры . Другой отряд зверообразных – терапсиды – появились в конце пермского периода. Среди терапсид можно выделить пятиметровых диноцефалов (хищных и растительноядных) и зверозубых пресмыкающихся.

Зверозубые по строению зубов, черепа, позвоночника и конечностей близки к млекопитающим. Наиболее прогрессивные из них – маленькие иктидозавры – уже в триасе были, скорее всего, теплокровными животными; они являются предками млекопитающих.

В середине юрского периода синапсиды вымерли.

Наибольшего разнообразия достиг подкласс диапсид, разделяющийся на лепидозавров, зауроптеригий и архозавров. К лепидозаврам относятся современные ящерицы и змеи, а также вымершие ихтиозавры и некоторые другие рептилии. Архозавры включают в себя динозавров, птерозавров и современный отряд крокодилов.

Зауроптеригии к настоящему времени вымерли уже полностью. Жившие в триасе нотозавры имели строение, свойственное сухопутным животным; они были хищниками (длиной до 3 м), питавшимися рыбой. Появившиеся позднее плезиозавры почти полностью утратили связь с сушей, став морскими хищниками. Большинство из них характеризовались маленькой головой и очень длинной шеей; некоторые плезиозавры были настоящими гигантами длиной до 15 м. В меловом периоде плезиозавры вымерли.

От диапсид в юрском периоде произошли птицы.

 

 

https://cloud.mail.ru/public/Fm2Q/JH9gMLy8K - переглянути презентацію

Категорія: Мої статті | Додав: скай (08.11.2016)
Переглядів: 479 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar